пятница, 20 апреля 2012 г.

История микроточки: Сказ о том, как фотография Наполеону воевать помогала


Гравюра времен Франко-прусской войны,
изображающая переписчиков “голубиной почты”.
 
 В ходе неудачной военной компании 1870 года войска Наполеона III потерпели поражение под Седаном. 2 – 4 сентября Париж был окружен объединенными германо-прусскими войсками, началась пятимесячная осада французской столицы. Все связи с внешним миром были прерваны. Предпринимались отчаянные попытки использования самых разнообразных способов общения вплоть до голубиной почты. Но грузоподъемность такого перевозчика авиапочты не очень велика. Вот тут-то и пригодилась микрофотография.


Рене Дагрон (1819-1900) 
12 ноября 1870 года Р.Дагрон и несколько его помощников вместе со своим оборудованиемпогрузились на два наполненных водородом воздушных шара. После безумной гонки над головами немецких улан, пытавшихся посадить или сбить смелых воздухоплавателей, тем все же удалось достигнуть города Тура.
Прибыв на место, Р.Дагрон развернул свою фотолабораторию и организовал микрофильмирование почты и других материалов, предполагавшихся к пересылке “голубиной почтой”. В декабре того же года Р.Дагрон усовершенствовал процесс и добился дополнительного уменьшения габаритов пересылаемой корреспонденции. Интересно, что этот процесс до 1890 года считался французским военным секретом.
Письма и сообщения выполнялись на прозрачных листах, разделенных на 12 секций размером 80 х 110 мм. Они копировались по частям контактным способом на фотографические пластинки, которые после химической обработки повторно переснимались с большим уменьшением с помощью специальной репродукционной камеры с 20-ю короткофокусными объективами. В результате получались микроизображения размером не более 1 мм! Это уже вполне похоже на реальную “микроточку”( изучение сохранившихся до наших дней экземпляров “микроточек” Дагрона подтвердило их очень высокое разрешение даже с точки зрения современного микрофильмирования.). После обработки эмульсия с микроизображениями снималась со стеклянной пластины в ванне из касторового масла. Полученные изображения вырезались и монтировались вместе с другими сообщениями на кусочке коллоидной пленки и подготавливались для отправки голубиной почтой в Париж.



 Несмотря на некоторые трудности (тщательно отъюстированное оборудование осталось в Париже), 
Камера для микрофотографии
Рене Дагрона образца 1860 года. 
связанные с несовершенством оптики и неравномерной усадкой эмульсии при сушке, Дагрону удалось за 5 месяцев осады французской столицы скопировать на микропленку 470 листов, содержавших 2,5 миллиона сообщений. Как утверждают, один голубь мог нести от 36 до 54 тысяч сообщений, отснятых на 18 тончайших пленок.

В Париже полученные пленки размачивались в растворе аммония, разматывались, оправлялись в стекла подобно современным слайдам и проектировались с помощью проектора с дуговой лампой и увеличением в 1600 раз. Сообщения переписывались целой бригадой писарей и рассылались по адресам осажденного Парижа. К концу осады число переписчиков выросло с 4 до 67 человек, а для регистрации стали использовать светочувствительную бумагу. Так Франко-прусская война невольно подтолкнула прогресс в области фотографии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий