понедельник, 23 июля 2012 г.

Музеи Петербурга. Кунсткамера

кунсткамера фото
Здание Кунсткамеры
Кунсткамера - старейший музей страны, основанный Петром 1 в 1714 году. Во время «великого посольства» Петр  1 осматривал в европейских городах различные собрания диковин,которые пришлись ему по нраву. Например в его дневнике тех времен есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Понравившиеся диковины Петр закупал, и так сформировалось первичное собрание музея. 




кунсткамера фото
Во внутреннем зале музея встречает
огромный каменный идол
 Первоначально привезенные редкости были размещены в Летнем дворце. По мере разрастания коллекции было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». 
Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. Петр не успел дождаться окончания строительства музея и умер раньше. При жизни он лично контролировал строительство и даже присутствовал в центральной башне музея, в которой тогда располагалась обсерватория.  
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. 
кунсткамера фото
Из коллекции Кунсткамеры: табакерка
индейцев Аляски
В 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на несколько отдельных музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
В настоящее время в здании кунсткамеры размешен музей этнографии им. Петра Великого.
У лестницы, которая ведет к началу экспозиции стоит огромный каменный идол, встречающий посетителей. В музее хранятся различные орудия труда, одежда и предметы искусства различных народов. В музее есть залы посвященные Северной Америки (очень много экспонатов из Аляски т.к. раньше это была русская территория), Азии и Африке. Многие экспонаты уникальные и существуют сейчас в мире в одном-двух экземплярах. Экспозиция в царские времена пополнялась в том числе и из подарков российским царям. Одной из жемчужин коллекции например считается меч для харакири, подаренный тогда еще наследнику престола Николаю 2 во время визита в Японию в 1891 году. Этот меч официально считается в самой Японии национальным достоянием.
кунсткамера фото
Байдарка алеутов и гребцы в 
национальных одеждах
Мы начали свой осмотр музея со знакомства с бытом индейцев Алеутских островов. Алеутские острова это архипелаг, протянувшийся от Камчатки до Аляски. Жители островов занимались охотой на морского зверя и птицу, рыбалкой а также сбором различных даров моря. 
Перемещались алеуты на байдарках, а одеты были в одежду из меха меха морского котика, калана и птичьих шкурок. Поверх одежды охотники камлейку -одежду сшитую из кишок добытых морских млекопитающих. Одежда эта была непромокаемой и являлась аналогом современного дождевика или плащ-палатки. Алеут, одетый в такую одежду садился в байдарку, также обшитую кишками и одежда плотно закупоривала посадочный люк в байдарке в результате чего он не промокал даже при сильных волнах.
кунсткамера фотоПромысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей — тоёнов) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины.


кунсткамера фото
Деревня тлинкитов - племени, населявшего
побережье Аляски
Тлинкиты - индейское племя рыболовов и охотников , опытных мореходов , населявшее юго-восточное побережье Аляски и прилегающие к нему острова. У тлинкитов существовали наследственное рабство , социальное неравенство , складывалась военная демократия . У каждого дома в поселении племени возвышался тотемный столб с изображенным животным , украшенный резьбой. Племя тлинкитов делилось на две фратрии: волчью и воронью , люди из этих фратрий считали что ведут свой род от волка или от ворона . Отважные мореходы , тлинкиты охотились на морских животных , ловили рыбу . Охотились они и на горных коз , из шерсти которых ткали накидки, украшенные причудливым узором . Такие накидки были очень дороги и люди победнее обходились плащами , плетеными из травы и шляпами , сплетенными из корней кедра . Тлинкиты обладали высоким мастерством резьбы по дереву , умели холодной ковкой обрабатывать медь. 

кунсткамера фото
Тяжеловооруженный воин - тлинкит

 Жемчужиной кунсткамеры является полное боевое облачение представителя племени тлинкитов, сохранившиеся в одном экземпляре во всем мире. Воины тлинкиты были самыми тяжеловооружёнными на всём американском континенте. Ударную силу тлинкитов составляли копейщики в хорошем защитном снаряжении.
     Наиболее полный комплект защитного вооружения включал кожаные штаны и длинную боевую рубаху из толстой лосиной кожи. Рубаха дополнялась кожаными клапанами-оплечьями или рукавами.
     Грудь, бока и спину воина дополнительно усиливал доспех, собранный из деревянных планок, густо переплетённых сухожилиями. Грудной и спинной собирались из более широких планок, - боковые из более узких (обеспечивая гибкость доспеха). Доспех, в обязательном порядке украшался изображениями тотема воина.
кунсткамера фото
Оружие и боевые шлемы-маски тлинкитов
     Голову и лицо воина защищал почти закрытый шлем, вырезавшийся из цельных кусков дерева. Лицо и шею закрывал деревянный горжет, пристёгивавшийся к рубахе, а голову покрывал шлем, изображавший тотем рода воина. Шлем, в обязательном порядке, раскрашивался и украшался волосом, шерстью или перьями. 

     Руки защищались кожаными и деревянными наручами. И если правую руку прикрывал кожаный наруч длиной до локтя, то деревянный, порой более длинный, наруч защищал левую, менее подвижную руку. Он позволял отбивать ею удары вражеского оружия, выполняя функцию фехтовального щита.
кунсткамера фото     Столь полный комплекс защитного вооружения делал тлинкитских воинов трудноуязвимыми для их местных противников. И только европейцы, хорошо оснащённые огнестрельным оружием, смогли победить столь «продвинутых» бойцов. Хотя, если дело доходило до ближнего боя, дело европейцев было «швах».
      Основным оружием таких «индейских рыцарей» было тяжёлое копьё, дополнявшееся боевой палицей с каменным набалдашником и железным кинжалом.

Также большой интерес представляет зал посвященный народам Китая. Как известно Китай крайне неоднороден по национальному составу, там проживает порядка 56
кунсткамера фото
Трубка для курения опиума. Китай
 народов, зачастую говорящих на разных языках. В кунсткамере представлены предметы быта и национальная одежда народов, населяющих Китай. Поскольку Китай - родина фарфора, в музее представлена большая коллекция фарфоровых ваз различных китайских династий и другие предметы. В экспозиции представлены сценки из жизни старого Китая, модели жилища и поддворья крестьянина. 
Мой интерес вызвала представленная в музее трубка для курения опиума - очевидно наследие торговли опиумом Англии и Франции в Китае и последовавших за ней Опиумных войн.
кунсткамера фото
Одеяние китайского генерала
Есть в музее и уникальный экспонат - одежда китайского генерала 18 века. Это  парадный китель полководца, который шили специально для парада, посвященного коронации императора. 
Одежда носит больше ритуальный характер, отражает обычаи и верования китайцев того времени. Например блюдо, расположенное на груди и спине по поверью служило для защиты хозяина одежды от злых духов. Экспонат был добыт русским послом в Китае в 18-19 веках и отправлен в Россию. 
Отдельно стоит собрание, за которую кунсткамеру собственно называют кунсткамерой - заспиртованные человеческие младенцы с отклонениями развития, анатомические препараты, скелеты  и чучела животных мутантов. В этом зале запрещено любое фотографирование, поэтому дальнейшие фотографии не мои.
Начинается экспозиции кратким экскурсом в историю создания кунсткамеры и деятельность Петра 1 в области изучения анатомии. Как известно Петр 1 мнил себя великим дантистом и обожал вырывать зубы у своей челяди вне зависимости от того, были они больными или нет, поэтому первый стенд предсказуемо содержит медицинские инструменты, которыми пользовался Петр и коллекция вырванных лично им зубов.
кунсткамера заспиртованные
Старая коллекция - а голова младенца как живая
Как я уже писал выше, во время путешествия по Европе Петр увлекся анатомией и охотно скупал не считаясь со средствами анатомические коллекции. Особый интерес представляет коллекция, созданная голландцем Фредериком Рюйшем. Этот голландский популяризатор анатомии использовал контрастное вещество, которое после введения их препарату делало его вид "живым", сохраняя цвет сосудов, кожи и внутренних органов. Создатель коллекции хотел продать секрет контраста царю, но не сложилось, секрет ныне утерян. Фредерик Рюйш был человеком странноватым - на отрубленные детские ручки, вскрытые черепа он одевал чепчики, батистовые платочки, объясняя это желанием разжечь интерес к анатомии.


кунсткамера фото

Далее Петр 1 продолжил собирать анатомическую коллекцию, и издал указ "О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей". С этого указа начинаются сборы так называемой "Русской анатомической (тератологической) коллекции" - препаратов, собранных и изготовленных в России, на основании распоряжений Петра I и иногда при его личном участии. Русская анатомическая коллекция и коллекция Ф. Рюйша отражают определенный этап развития знаний об анатомии человека и до настоящего времени привлекают пристальное внимание историков науки.









Комментариев нет:

Отправить комментарий