понедельник, 5 мая 2014 г.

На старой калужской дороге. Едем по Подмосковью

Старая Калужсая дорога, известная также как Калужский тракт древняя "федеральная трасса", соединяющая Москву и Калугу.
Старая калужская дорога совпадает с современным Калужским шоссе вплоть до пересечения с Большим кольцом Московской железной дороги около деревни Львово. Интересно, что Калужское шоссе ведёт не в Калугу, а в Белоруссию. Связано это с тем, что в деревне Кресты Калужская дорога пересекалась со старой Варшавской дорогой, шедшей из Подольска к западным границам Российской империи.
После прокладки севернее Крестов железной дороги (Большое кольцо МЖД) и увеличения роли Киевского шоссе участок Калужского шоссе от Крестов до Калуги пришел в запустение и в настоящее время не существует. По территории Московской области она проходила через населенные пункты Кресты — Спас-Купля — Рогово — Чернишня — Корсаково — Тарутино.

На старой Калужской дороге. Художник Шубин (из музея в Тарутино)

Старая Калужская дорога интересна для любителей русской истории главным образом тем, что здесь во время Отечественной войны 1812 года шли бои с отступающей армией Наполеона. Как известно, после сожжения Москвы французы хотели возвращаться домой по Калужскому тракту, что позволило бы им разграбить еще нетронутые войной русские города. Однако сражение близ села Тарутино, а позже у города Малоярославец поставило на этих планах жирный крест.
В 1941 году, во время Великой отечественной войны по Старой калужской дороге на Москву наступали части вермахта, многие деревни вдоль дороги были полностью сожжены и покинуты. Наиболее ожесточенные бои развернулись на переправе через реку Черничка близ деревни Кузовлево, о чем нам напоминает мемориал Кузовлево.

Старая калужская дорога участок Львово - Кресты


Вплоть до Большого Московского железнодорожного кольца старая калужская дорога совпадает с современным калужским шоссе. Однако  перед самым железнодорожным  кольцом у деревни Львово шоссе резко изгибается - для того чтобы продолжить движение надо проехать по петле и совершить резкий, на 180 градусов, разворот направо и проехать по единственному
на этом участке железнодорожному мосту. Наш путь лежит к деревне Кресты, названный так потому что она располагалась на перекрестке между древним калужским трактом и тогдашним варшавским шоссе. От этой деревни идет ныне полностью заброшенный участок старой калужской дороги.
Место где проходила дорога превосходно видно из космоса - сейчас там широкая просека по которой пущена ЛЭП.

Старая Калужская дорога - вид со спутника. Участок Львово -Кресты
Теперь, после достаточно длинного вступления, начнем знакомство со старой калужской дорогой, а точнее с ее ныне заброшенной частью!
Не действующий ныне участок начинается от деревни Львово, где современное Калужское шоссе изгибается, уходя на железнодорожный мост. Древний участок тракта шел прямо, по направлению Львово - Кресты.
Львовская часть старой калужской дороги встречает нас ржавой вывеской "Мосагронаучприбор". Как обычно, никакого "агро" и "научприборов" нет и в помине, а территорию сдают различным коммерсантам под шиномонтажи и склады. На входе шлагбаум  за Который, при желании можно проехать без проблем.

На изгибе Калужского шоссе в изобилии стоят дальнобойщики.
Делать нечего, едем в объезд. После ликвидации старой калужской дороги путь стал заметно длиннее, нужно ехать в объезд. Мост через железнодорожное кольцо плохонький, двухполосный. В прошлом году одну полосу моста закрыли для ремонта, организовали реверсивное движение. Надо ли говорить что пробки перед ним собирались неимоверные.

Информационный стенд и дорога "туда и обратно"
Перед нами участок старой калужской дороги в деревне Кресты, где она превратилась в обычную сельскую улицу, подсыпанную асфальтовой крошкой.

Эта сельская улица в деревне Кресты когда то была частью оживленной трассы
Однако скоро выяснилось что такое состояние старой калужской дороги можно назвать шикарным. За околицей деревни начинается совсем уж непролазная глушь. Неизменный спутник древнего тракта - линия ЛЭП.ЛЭП.когда дорога стала не нужна, вдоль нее пустили линию электропередач, чтобы не прорубать специально под провода и столбы новую просеку в лесу. Без человеческого присмотра дорога стала быстро заболачиваться, что сделало ее уж совсем непролазной.

Типичное состояние Старой Калужской дороги
Последнее напоминание о том, что тут когда-то проходила "федеральная трасса" - оплывшие канавы вдоль дороги и ровная полоса лесопосадок. Вдоль старой калужской дороги - огромное количество водочных пробок "бескозырок" из алюминиевой фольги. Возможно дорогу местные жители стали использовать как место для пикников? 

Оплывшая канава вдоль дороги
Такой вид дорога сохраняет до ветки Большого кольца Московской железной дороги. А я выбираюсь обратно в деревню и двигаюсь дальше, у меня на очереди следующий участок древнего Калужского тракта


Старая калужская дорога, участок Кресты - Рогово.

После деревни Кресты старая Калужская дорога окончательно расходится с современным Калужским шоссе и направляется по направлении к поселку Рогово, административному центру Роговского сельского поселения, ныне входящему в состав новой Москвы. Надо сказать что особого улучшения после попадании Роговского сельсовета в Москву не заметно, однако около поселка захватили часть поля, сгребли верхний слой земли и планируют что-то строить, а в самом Рогово было построено несколько многоэтажек.
Тем не менее передем от неясного настоящего этих территорий к их славному прошлому. Во время Отчественной войны 1812 года именно здесь, близ села Спас-Купля произошла первая стычка между выходящими из сожженой москвы войсками Наполеона и арьегардом русской армии, прикрывавших отход основных сил к селу Тарутино. В память об этом сражении, где погибло около тысячи человек на северной части села установлен памятный знак (3).
В 1941 году, в Великую Отечественную войну Рогово и Спас-Купля были оккупированы немецкими войсками. Окуппация продержалась несколько месяцев - в ходе зимнего контр-наступления Красной Армии под Москвой немцы были отброшены назад.
Не удивительно, что этот участок дороги - самый популярный у историков -любителей и черных копателей, которые до сих пор усиленно ищут то, что осталось от "Великой армии" Наполеона.

Старая калужская дорога - вид со спутника. Участок Кресты - Рогово
Прямой проезд по старой Калужской дороге от деревни Кресты до Рогово невозможен из-за расположившейся на участке Кресты - снт Восход меховодческой фермы. Выращивают там пушных зверей или нет - достоверно неизвестно, однако владельцы комплекса не поленились обнести его глухим забором из бетонных плит. Для джиперов -экстремалов возможность объезда сохраняется, о трудностях прохождения маршрута красноречиво говорит этот отчет.
Я решил не испытывать судьбу, и подъехал к Рогово со стороны деревни Бунчиха (левый поворот с Калужского шоссе, если ехать от Москвы). Близ поселка довольно неплохо развита промышленность. Если верить викимапии поблизости работает завод по производству нетканных материалов и завод по производству пищевых добавок. Заводы новые, с иголочки.

Завод по производству нетканных материалов. Рядом ровняют площадку под новое строительство
После присоединения Роговского сельского поселения к Москве Около подъездной дороги построили вертолетную площадку - кому-то видать не захотелось торчать в пробках.

Рядом с Рогово недавно построили вертолетную площадку
При подъезде Рогово делаем левый поворот и снова оказываемся на старой Калужской дороге. Этот участок Калужского тракта является центральной улицей поселка и его состояние очень хорошее. Идеально ровный асфальт без ям и выбоин, по краям аккуратно нанесена разметка. По дороге прогуливаются колясочные мамаши, поэтому чтобы усмирить гонщиков установлены лежачие полицейские.
Вдоль дороги располагаются аккуратные домики. Прямо даже как то и не похоже на обычную русскую деревню! С присоединением этой территории к Москве в поселке активизировалось жилищное строительство, в стороне начали строить высотные дома.

Старая Калужская дорога в черте Рогово. Узкая, но состояние очень хорошее
В напоминании о боях во время войны 1812 года на въезде в Рогово открыли сквер с бюстами полководцев тех времен, почему-то совместив его с детской площадкой.

Небольшая аллея славы, причем (что нетипично для России!) не посвященная ВОВ
Проезжаем Рогово и оказываемся в селе Спас-Купля, которые разделены между собой небольшим ручьем. Выцветший указатель населенного пункта сразу навевает всякие нехорошие мысли...

Въезд в село Спас-Купля
Предчувствие оказалось не напрасным - сразу за границей Рогово асфальт резко закончился и начались ничем не покрытые бетонные плиты. Дорога стала заметно уже, причем зачастую ограниченной по краям канавами или обрывом - разъехаться двум машинам тут зачастую непросто. Аккуратные домики сменились типичными видами деревни нечерноземья - покосившиеся деревенские домики с изредка торчащими подобно вставным зубам коттеджами "зажратых москвичей".

В Спас-Купле состояние старой Калужской дороги похуже, она выложена только бетонными плитами
Спас Купля, которая примыкает к Рогово с севера - небольшая деревня, известная по истории Отечественной войны 1812 года. Именно здесь 22 сентября 1812 г. произошло сражение между русским арьергардом под командованием генерала М. А. Милорадовича (ок. 15 тыс. чел.) и французским корпусом под командованием маршала И. Мюрата (23,5 тыс. чел.). После отхода из Москвы армии М.И. Кутузова Милорадович оставался в ее арьергарде, отражая натиск Мюрата и не давая французам организовать эффективное преследование отступавших.

Около деревни Спас Купли, отряд Милорадовича, занимая оборонительную позицию на реке Чернишня, и в течение дня стойко отражал натиск французов. К вечеру отряд Милорадовича в полном порядке отошел к реке Наре, за которой в селе Тарутино уже разместилась армия Кутузова. Потери русских в бою при Спас Купле составили 669 чел. После этого сражения Мюрат прекратил преследование русской армии, так и не сумев дезорганизовать ее отход. Бой у Спас Купли фактически завершает знаменитый Тарутинский маневр Кутузова, в результате которого русская армия вышла из-под удара и заняла выгодную позицию у села Тарутино.
В память об этом событии на северной окраине деревни был установлен памятный знак.

Памятный знак о сражении, произошедшем 22 сентября 1812 г.
Знак установлен уже в наше время, поэтому установлен там где удобно, а не непосредственно на месте сражения. Если судить по карте действий русских и французских войск, расположенных на стенде в мемориале Кузовлево, основной удар был нанесен встык деревень Рогово-Спас-Купля.

Схема боев во время Тарутинского маневра Кутузова


После памятного знака о сражении в Спас-Купле уложенная бетонными плитами дорога резко поворачивает влево - теперь она идет не по направлению старой алужской дороге, а ведет к очередному снт, на этот раз снт Озон, а я сворачиваю на подсыпанную щебенкой дорогу, ведущую вправо.

Развилка и конец твердого покрытия

Оказывается и гравийная подсыпка тоже сделана на относительно коротком отрезке пути - как раз до снт Восход. Дальше старая Калужская дорога опять возвращается к своему обычному состоянию - разбитой тракторами и джипами грунтовки.

После снт. Восход старая Калужская дорога опять становится грунтовой
Оставляем снт Восход позади и едем по грунтовке, которая опять упирается в зверосовхоз, но уже с другой стороны. Тут тупик, разворачиваемся и возвращаемся обратно в Рогово, чтобы выехать на следующий участок старой Калужской дороги между точками Рогово - мемориал Кузовлево.



Старая калужская дорога, участок Рогово- Кузовлево

После Рогово старая Калужская дорога больше не пересекает никаких населенных пунктов и идет так до самой границы  Московской губернией, проходящей по реке Черничка. Как она проходила можно посмотреть на старой карте Шуберта. Дорога на карте заканчивается сакраментальной надписью "въ Г. Калуга". Граница Московской губернии близ старой калужской дороги отмечена верстовым столбом времен Екатерины II, который сейчас входит в состав мемориала Кузовлево.
На этом участкке усталых путников ждал кабак и постоялый двор, которые располагались в лесу. Сейчас эта территория занята снт Лесной, доступ туда ограничен. Тем не менее попробую прокатится и посмотреть дорогу. Для этого от Рогово нужно свернуть по указателю "К мемориалу Кузовлево" и повернуть во второй поворот направо.

Карта Шуберта 1860 года, где хорошо видна старая Калужская дорога
Но перед тем как свернуть направо - фото участка старой Калужской дороги, идущего по направлению к Рогово. Он подсыпан асфальтовой крошкой и в относительно хорошем состоянии, правда непонятно, есть там мост через реку Черничку или она обрывается и заканчивается тупиком


При повороте направо мы видим старую Калужскую дорогу в том виде, как она существовала при Екатерине II. Это неширокий тракт, обрамленный с двух сторон лесопосадкой, состоящей из берез. Приведу небольшую цитату:
"Узнать Старую Калужскую, или Екатерининский тракт, среди множества проселков можно по нескольким приметам.
Первая - это берёзовые аллеи. В конце ХVIII века по указу Екатерины II вдоль всех больших дорог были посажены березы. И сейчас на равном расстоянии вдоль дороги можно увидеть остатки берёзовых аллей екатерининского времени.
Вторая примета дороги – незарастающая просека. Так сильно утоптали грунт за столетия, когда Старая Калужская была главной дорогой на юг.
Ещё примета. Придорожные канавы. Бегут они параллельно тракту верста за верстой на четком расстоянии друг от друга – 10 саженей."

Вдоль старой Калужской дороги - березы, прямо как в екатерининские времена
Сейчас сквозной путь по дороге перекрыт снт. Лесной. Чтобы "не ездили тут всякие" предусмотрены ворота и целый шлагбаум. Но сейчас он поднят, и ворота открыты. Как это мило... Воспользуемся щедрым приглашением и проедем дальше.

Открытые ворота приглашают путешественника
Внутри снт. Лесной старая Калужская дорога чудесным образом становится двухполосной. Посередине располагается разделительная полоса с растущими на ней березами. Было ли это изначальное состояние дороги или здесь имеет место самодеятельность садоводов-огородников не вполне ясно. Хотя, судя по виденному ранее состоянию тракта, все-таки похоже на самодеятельность.

ВНЕЗАПНО две полосы
А вот и конец снт Лесной. Где то здесь в 1860 году находились кабак и постоялый двор - это значит, что на каком то участке настоящий клад монет.
Дальнейшее движение по старой Калужской дороге невозможно из-за ржавых ворот которые не дают проехать. Судя по виду, местность там довольно болотистая.


GAME OVER, Дальнейший путь преграждают ржавые ворота
Однако меня не остановить! Возращаюсь обратно и подъезжаю к мемориалу Кузовлево. Напротив мемориала - небольшая асфальтовая площадка. Если от нее пойти в поле к лесу, то просека в нем соответствует старой Калужской дороге. Просека должна привести нас к тем самым ржавым воротам, которые видны на прошлом фото

Последний участок старой Калужской дороги


Находки вдоль старой Калужской дороги

В заключение небольшой комментарий для любителей металлопоиска. Старая Калужская дорога не просто популярное у копателей место, а ОЧЕНЬ популярное. Если Вы решите заняться копательством там, то практически везде будете натыкаться на ямки коллег, а то и на них самих.
Тем не менее из-за большой протяженности дороги выбрать там все удастся не скоро, если вообще удастся. Ниже на фото находки - пять монеток (одна из которых советского периода), подкова, медный перстенек и строгий ошейник от собаки Герды, потерянный уже в наши дни.

Скромные находки
P. S. Чтобы получать самую свежую информацию о новых статья, пожалуйста подпишитесь на обновления.

6 комментариев:

  1. Спасибо за рассказ! :)
    Как всегда, неожиданная тема и увлекательное повествование, узнаваемое по уникальному стилю и искрометному юмору ;)))

    А тебе везет на потерянные собачьи ошейники :)
    Зато у меня есть дома похожая найденная подкова!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да какой юмор! Тема же серьезнейшая, обширнейшая))

      А по поводу собачьего ошейника ... надуюсь у Герды сейчас все хорошо

      Удалить
  2. Анонимный14 мая 2014 г., 18:49

    Уважаемый Владимир!
    Ваша образованность и широкий диапазон интересов вызывают уважение. Например, нынешняя публикация о старой Калужской дороге замечательна не только острым взглядом бывалого путешественника, но и популяризацией фактов, относящихся к нашествию Наполеона. Можно сказать, что этой статьёй Вы, исполняя поручение Президента, упреждаете попытки фальсифицировать историю России.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересно!
    Вот ещё бы продолжение прочитать от знающих людей. Например про дорогу в местах Овчинино, Филипповка, Недельное.... Мы летом там обитаем, поверхостно места знаем.

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемый Владимир! Случайно наткнулась на Вашу статью. В общем-то для себя ничего нового я не нашла. так как мои предки из этих мест. Но в вашем тексте есть непростительная ошибка: Рогово и деревня Спасс-Купля никогда не были оккупированы немцами. Они просто туда не дошли. Линия фронта проходила в районе Кузовлева. Село Ильинка действительно находилось какое-то время в оккупации. Сама деревенька Спас-Купля была в свое время довольно зажиточным местом. До революции здесь проживал купец Ломнев. В те времена здесь было построено несколько кирпичных домов, была богатая церковь. Сам дом Ломтева доже я хорошо помню. Но до наших дней он не дожил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый День Марина!
      Спасибо за замечание
      Да, действительно Рогово оккупировано не было (судя по офф страничке администрации) http://www.rogovskoe.org/70-letie_pobedy_v_vov1/1941yj_god_na_rogovskoj_zemle/

      "В начале ноября 1941 года гитлеровским подразделениям при поддержке 30-ти танков удалось прорваться к д. Дмитровка. Деревни: Ильино, Тетеринки, Климовка, Кузовлево, совхоз «Марат» были взяты немецкими войсками. Фашисты намеревались в деревне Дмитровка, на-ходящейся в междуречье Чернички и Лесенки создать плацдарм, с кото-рого вести наступление на село Богоявление и оттуда выйти на Варшавское шоссе в районе д. Сахарово, в результате чего 53-я дивизия оказалась бы в окружении, а немецкие части смогли бы развить наступление на Подольск и далее - на Москву."

      Удалить